Самооценка

Самооценка

В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом он и сам имеет о себе мнение, в соответствии с которым действует в социуме.

С точки зрения науки, самооценка трактуется как – уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности. В психологии  самооценка является неотъемлемой частью «Я-концепции» – системы представлений индивида о самом себе, своей личности.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

Умение оценивать себя идёт из раннего детства, а уже формирование, а также совершенствование себя происходит на протяжении жизни личности. Адекватная самооценка бережёт неизменность личности, невзирая на зависимость от изменившихся условий, а также обстоятельств, обеспечивая возможность оставаться при этом самим собой.

Исследователи выделяют несколько основных типов самооценки личности: Заниженную, нормальную и завышенную.

Индивид с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь, ему присущи такие черты в поведении как частая самокритика, у него регулярно возникает чувство вины, он будет извиняться буквально за все, будь то извинения к месту или нет, им присуще постоянное оправдание своих поступков и слов, стремление угодить другим, зачастую полностью игнорируя свои потребности и желания, им свойственна сниженная мотивация или наоборот гипертрофированная потребность брать много ответственности на себя. При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой. Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу» «У меня не получится». К слову, перфекционизм, если он проявляется во всем, в гипертрофированном виде – это проявление заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжёлые патологии.

Нормальная или адекватная самооценка выражается в том, что индивид полностью осознает свои плюсы и минусы, принимает как данность свои достоинства и недостатки, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит. К сожалению данный уровень присутствует у малого процента людей, постоянные стрессы, несправедливость мира, эмоциональные перепады, усталость и конфликты, все это сподвигает психику человека активировать защитные механизмы, которые перевешивают часу весов в определенную сторону. Во внешних проявлениях адекватное самовосприятие выражается  в объективной способности индивида принимать решения и нести за них ответственность, спокойно, без страха и агрессии выражать свое мнение, в наличии стрессоустойчивости, в адекватном восприятии критики со стороны других людей, в наличии реалистичных ожиданий в отношении деятельности.

Адекватно оценивающая себя личность живет гармонично, она адекватно оценивает свои возможности, она ответственно подходит к выбору друзей и формированию круга общения. У таких людей снижен риск развития психических и психосоматических заболеваний снижена. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.

Завышенная оценка как и заниженная относится к является следствием неадекватному искаженному представлению о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Считается, что завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед, но на практике такие люди сталкиваются с огромным комплексом проблем, как в личной жизни, так и в вопросах межличностного взаимодействия, часто они остаются в одиночестве.

Индивиду с завышенной или высокой самооценку присущи такие проявления в поведении как нарциссизм или мнение о себе как об уникальном, отличающемся от всех, мнении, что он во всем успешнее, лучше всех на свете, они очень чувствительны к любой критике, непоколебимы в своей правоте, в своих неудачах и ошибках они всегда винят других и даже если они виноваты то никогда не попросят прощения, в деятельности им присуще склонность к соперничеству, постоянной конфронтации, они не умеют и не хотят слушать других. Такому индивиду не интересны люди, в принципе. Он часто хвастается, без умолку говорит о своих успехах, и без зазрения совести приписывает успехи других себе, считая это в порядке вещей. Сталкиваясь с критиков в свой адрес он будет считать себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.

Исходя из вышесказанного, самооценка является важным компонентом развития психики, она обуславливает мировосприятие, мировоззрение и взаимоотношение с обществом с миром в целом, поэтому необходимо способствовать становлению адекватному уровню. Адекватная самооценка стимулирует саморазвитие и самосовершенствование, блокирует поступки, которые могут отрицательно сказаться на взаимоотношениях с миром и обществом, обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений, позволяет удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни, способствует формированию стабильности личности, Обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения задач, осуществления действий.

Самооценка школьника – это отношение ребенка к себе, к своим способностям, субъективным возможностям, чертам характера, личностным качествам, поступкам. От ее адекватности зависят все жизненные достижения, межличностное взаимодействие, успешность в учебе. Школьнику с адекватной самооценкой присущи такие черты как активность, находчивость, чувство юмора, общительность. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае проигрыша. Дети с адекватной самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением, ощущают собственную ценность. В противопоставление детям с заниженной самооценкой присущи пассивность, мнительность, повышенная ранимость и обидчивость. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими, хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят, они видят себя в менее благоприятном свете, чем их сверстники с адекватной самооценкой, делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении. Из-за представления о себе как о неспособных к учебе, к общению, к любым другим видам деятельности у детей с низкой самооценкой часто возникают трудности в школе и дома.

Большую роль в развитии и становлении самооценки учащегося играет коммуникационное взаимодействие со сверстниками. Во время общения развиваются стержневые навыки межличностного взаимодействия. Тяга к общению, устремлённость к ровесникам, делает коллектив школьников для ребенка неимоверно притягательным и ценностным. Возможностью находиться в школьном коллективе ученики очень дорожат, поскольку от качественности общения со сверстниками зависит направленность развития их личности, школьная группа с неблагополучной позицией в системе межличностных отношений  проблемами в общении, неуживчивостью, что проявляется в драчливости, чрезмерной изменчивости, вспыльчивости, грубости, замкнутости, капризности. Такие дети отличаются склонностью к зазнайству, ябедничеству, жадности, неряшливости, неаккуратности.

Дети не приходят в этот мир с определенным отношением к себе. Развитие самооценки младшего школьника начинается в ходе воспитания, в котором главенствующая роль отводится семье и школе.

Завышенная заниженная самооценка у ребенка – сигнал задуматься о том, что ему нужна помощь. Ребенок с завышенной самооценкой очень подвижен неусидчив, он быстро переключается с одной деятельности на другую, не доводя начатое до конца вследствие потери интереса, они не могут критично анализировать результаты своих действий и поступков, так как считают себя правыми во всем, во многих случаях  они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав их до конца. Помимо прочего такие дети не осознают или намеренно избегают своих неудач, предпочитая делать вид, что он не совершал ошибки или плохого поступка. Они склонны к демонстративному поведению и доминированию, всеми силами стараются обратить на себя внимание, стремятся к управлению другими детьми, даже посредством применения силы. При завышенной самооценке ребенок  часто может принижать достижения других детей.

Заниженная самооценка так же является серьёзным поводом задуматься о том, что в жизни ребенка не все идет гладко. В младшем школьном возрасте низкая самооценка не частое явления, но каждый такой ребенок имеет драматический опыт тяжелых семейных обстоятельств. Чаще всего это тяжело больные либо страдающие алкоголизмом родители. Изредка фиксируется низкая самооценка детей, родители которых придерживаются крайне авторитарного стиля воспитания. Такие папы и мамы готовы в любой момент применить физическое наказание, поэтому ребенок растет в страхе и постоянном стрессе. Дети низкой самооценкой обычно ведут себя достаточно скромно, легко соглашаются с ровесниками и учителями, предпочитают держаться в тени, неохотно участвуют в общих играх и не любят отвечать перед всем классом. Им крайне тяжело добиваться поставленных целей, а также выполнять домашнее задание и заниматься творчеством. Их самореализация сильно страдает, поскольку они всегда скованны, замкнуты и избегают общения, они не уверены в своих силах и способностях и поэтому часто отказываются даже от самых простых поручений. У детей присутствует сильный страх совершения ошибки, ведь дома за любую провинность они могут быть сильно наказаны. Из-за таких особенностей поведения школьники с низкой самооценкой имеют очень мало друзей. Их личностные качества плохо развиты. У сверстников нет возможности установить с ними прочное дружеское общение, потому что правильно оценить сами себя такие дети не могут. Критика для них — больной вопрос, реакция на которую проявляется в двух крайностях: либо ребенок крайне резко, негативно и болезненно воспринимает любое замечание, либо абсолютно равнодушен к критике и полностью ее игнорирует.

Адекватное самооценивание младшего школьника увеличивает шансы на успех. Ребенок, обладая адекватным самооцениванием, способен оценить личный потенциал объективно. К сожалению, не все взрослые понимают необходимость самооценки, а также ее уровня для личностного роста, дальнейшей успешности, развития..

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ВЫРАБОТАТЬ АДЕКВАТНУЮ САМООЦЕНКУ:

  1. Для начала вам необходимо определить свой уровень самооценки. (завышенная или заниженная) Люди которые не уверены в своей силе зачастую воспитывают неуверенных детей. Если у вас есть комплексы, то вы никогда не сможете научить и показать ребенку, как быть уверенным в себе и своих силах. Самое полезное для детей – это позитивный пример взрослых. Попробуйте поставить перед собой вопросы: «любите ли вы себя?» «Верите ли в свои силы?» «Не боитесь ли перемен?» Если хотите сформировать адекватную самооценку ребенка, то стоит сначала заняться преодолением своих комплексов.
  2. Вторым условием правильного формирования самооценки ребенка является проведение большего времени с ним.. Ощущение собственной силы отбирает у ребенка  отсутствие родителей. Во избежание этого, обязательно проводите много времени с ребенком. Вы никогда не убедите его в том, что он важен для вас, если вы не находите для него времени.
  3. В-третьих, отнеситесь с уважением к делам ребенка. Играя с ребенком в какую-нибудь игру, не заглядывайте в телевизор. Старайтесь не путать имена его друзей, название мультиков и главных героев, что он смотрит и слушает. Интересуйтесь, что он любит и как у него дела. Ведь вы интересуетесь делами человека, который для вас важен – точно так же нужно поступить и по отношению к ребенку.
  4. Чтобы адекватная самооценка формировалась правильно, наказание и похвала должны быть адекватными и правильными и что немаловажно – к месту. Не ругайте ребенка при большой аудитории или в присутствии значимых для него людей, оценивайте поступки, но избегайте сравнивать личность ребенка с личностью другого, пусть и более успешного человека.
  5. Поощряйте не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь, и т. п.
  6. Старайтесь не оберегать ребенка от повседневных дел, не решайте за него его же проблемы, но и не перегружайте его. Ребенок может помочь вам с уборкой в доме, сам польёт цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не ставьте перед ним трудные задачи, для выполнения которых он ещё мал.
  7. Не забудьте о том, что ваш ребенок внимательно наблюдает за Вами. Покажите своим примером адекватную оценку к успехам и неудачам. Заметьте разницу: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки» / «Ужас! Пирог не получился! И  я никогда больше не буду печь!» во-втором случае ребенок будет думать, что данная ситуация не имеет выхода и может выработать стратегию избегания в трудных ситуациях
  1. Не забывайте о силе родительской любви и уважении, не избегайте говорить ребенку, что он нужен, важен, любим, что его ценят, что он всегда может обратится к вам за помощью. Человек, которого уважают и любят проявляет данное отношение к другим
  2. Если ребенок получил плохие оценки – не спешите ругать его. Как бы вас не расстраивали плохие оценки ребенка в школе, избегай осуждения, угроз, насмешек, обидных прозвищ, чтения нотаций, наказаний и необоснованных обвинений. Помните: открытую негативную реакцию на свои оценки ребенок воспринимает не как реакцию на знания и вложенный труд, а как оценку своей личности. Так же не относись равнодушно к плохим оценкам. Не стоит говорить, что школьные отметки – это ерунда, мол, Эйнштейн тоже двоечником был. Не игнорируй «двойки», ведь они свидетельствуют о тех или иных проблемах в жизни твоего ребенка. Разберите подробно причины получение данного результата, если она кроется в учебном предмете или теме – сделайте упор на повторение или альтернативный способ объяснения, поговорите с учителем о возможности дополнительных занятий, в крайнем случае наймите репетитора, но спускайте ситуацию на самотек.
  3. Интересуйтесь его делами в школе, на секции, его увлечениями, заботами, пусть даже они кажутся вам несерьёзными, поощряйте позитивный интерес ребенка к науке, общению и просто любопытству