Рекомендации для родителей в период самоизоляции

Уважаемые родители!

Мы оказались в непростой и непривычной для нас ситуации. Режим самоизоляции, переход на дистанционное обучение требуют изменений привычного образа жизни, что вызывает разного рода волнения как у вас, так и у ребят. Предлагаем несколько рекомендаций, которые могут помочь сохранить доброжелательную атмосферу в семье и развить у ребенка навыки преодоления, со сложными ситуациями. Для этого родителям важно:
  • сохранять, поддерживать, благоприятную, спокойную атмосферу в семье. Дружелюбное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность, стабилизирует ситуацию;
  • стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (но не навязывать) перспективы будущего совместно с ребенком. Делитесь своими переживаниями, мыслями, рассказывайте честные истории из жизни, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми трудных жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам способен помочь ребенку поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно (если он переживает, что не может посещать школу, кружки). Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом успешнее;
  • научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (раздражение- через физические нагрузки, которые можно выполнять дома; душевные переживания – через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение). Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью можно предложить ребенку завести тетрадь, в которой он будет писать о своих переживаниях. Подобное выражение эмоций может способствовать облегчению его переживаний
  • поощрять физическую активность ребенка. Стресс – это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: уборка по дому, физические упражнения, пение, танцы. Старайтесь не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно с ребенком, каким активным занятием он хотел бы заниматься, находясь дома
  • поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка. Даже если Вам кажется, что, например, подросток «впадает в детство» и ничего полезного не делает (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, склеивание моделей), все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение – через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем.
  • поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах). Приятные обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то», являются дополнительным ресурсом для совладания с возможным стрессом.
  • поддерживать семейные традиции, ритуалы. Важно, чтобы хорошая семейная традиция была интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи. Другими словами, семейные ритуалы можно и нужно трансформировать, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпрепровождение (вечернее совместное чаепитие, настольные игры, совместное приготовление какого-нибудь семейного блюда и др.)
  • стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). Чаще давайте ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, общение с друзьями по телефону и т. д.).
В случае необходимости вы можете связаться со мной через классных руководителей
Педагог-психолог школы

Марина Олеговна Сидельникова

(Рекомендации подготовлены по материалам Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета)