Жизнестойкость

Жизнестойкость

Жизнестойкость ребенка – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним. Жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой.

Такие дети легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Легко переходят от одного занятия к другому, умея довести дело до логического завершения. К окружающим относятся с состраданием и симпатией.

Жизнестойкий ребенок активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее. У адаптированного к жизни ребенка складываются доверительные отношения хотя бы с одним взрослым, хорошие отношения со сверстниками, имеются близкие друзья. Развивается чувство юмора, позволяющее даже за болью видеть комичное.

ФАКТОРЫ СНИЖАЮЩИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ:

  • Недостаток поддержки, подбадривания близкими;
  • Отсутствие чувства предназначенности;
  • Недостаток вовлеченности в различные мероприятия, школьную жизнь, отчуждённость от значимых взрослых;
  • Буллинг;
  • Эмоциональная холодность родителей;
  • Систематические упреки и оскорбления в адрес ребенка;
  • Неверие в ребенка, его силы, способности («Ты ничего не добьёшься»; «Ты глупый»; «Другие лучше справятся с этим задание, нежели ты…» и т.д.);
  • Систематические скандалы и ссоры дома, в которые вовлекается ребенок.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ:

  • Создайте защитную среду с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы.
  • Помогайте ребенку развивать самоуважение, интересы, навыки, таланты и увлечения.
  • Подчеркивайте значимость семьи, чувство гордости и родства. При отсутствии семьи помогите развить в ребенке чувство принадлежности, смысл существования. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.
  • Поощряйте самостоятельность ребенка в раннем детстве – предоставляйте возможность выбора. Судить о независимости можно по способности ребенка успешно довести дело до конца, получая в награду похвалу и удовлетворение от завершения работы. Лучше всего давать детям в качестве задания конкретные задания по дому. Предоставляя возможность для самостоятельных поступков, родители должны не забывать о создании необходимой атмосферы защищенности и заботы.
  • Будьте заботливы, но строги. Ясно формулируйте правила и требуйте их соблюдения. Общайтесь! Предоставляйте ребенку возможность открыто выражать свои чувства:

– Будьте открыты и доброжелательны;

– учите понимать других и самостоятельно принимать решения;

– открыто выражайте озабоченность и недовольство;

– внимательно слушайте;

– общайтесь как с помощью слов, так и действий.

  • Учите быстро принимать решения. Часто трудности возникают не из-за самой проблемы, а из-за того, как ее пытаются разрешить. Учите ребенка быть инициативным, а не пассивно реагировать на ситуацию. Поощряйте активность, это предотвратит появление беспомощности, которая, как известно, часто ведет к депрессии.
  • Четко называйте проблему: подчеркивайте, что проблемы – это часть нормальной жизни. Вместе ищите выход, предоставляйте родителям роль лидеров, а всем остальным членам семьи возможность открыто высказывать свои идеи и выражать чувства.
  • Учите ребенка вести себя в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке и сочувствию.
  • Моделируйте самоконтроль, спокойствие, оптимизм, гибкость. Поведение и реакции родителей и других взрослых столь же важны, как и их высказывания.
  • Поощряйте жизнерадостность и жизнестойкость
  • Помогайте ребенку перестраивать негативные эмоции на позитивные. Позволяйте ему рассказывать о том, что его беспокоит.
  • Давайте ребенку понять, где и как он может попросить помощи.
  • Поощряйте веру ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно.
  • Устраивайте отдых и развлечения – веселитесь и смейтесь – юмор лечит.
  • Внимательно следите за настроением и поведением, не пропускайте тревожных сигналов. (Таким сигналом может быть внезапное изменение поведения, например, уход в себя, потеря интересов, отказ от обычного графика, расстройства сна, снижение успеваемости в школе.)