Стрессоустойчивость
В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.
Стресс (от англ. Stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз (равновесие, стабильность систем), а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на учебе. Исследователи выделяют два вида стресса: Эустресс (оказывает положительное влияние) и Дистресс (оказывает отрицательное влияние). В этой статье мы поговорим про второй вид стресса, его влияние на деятельность и состояние учащихся, а так же что влияет на степень сопротивляемости к дистрессу.
Дистресс — состояние страдания, при котором человек не может полностью адаптироваться к стрессовым факторам и вызванному ими стрессу и демонстрирует дезадаптивное (разрушающее) поведение. Признаки того, что человек находится в состояние дистресса следующие:
- Постоянное чувство раздраженности, подавленности, порой без особых на то причин.
- Плохой, беспокойный сон.
- Депрессия, физическая слабость, систематическая головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.
- Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или деятельность. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.
- Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.
- Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе.
- Снижение аппетита или наоборот чрезмерное поглощение пищи.
- Появление нервных тиков и навязчивых привычек: покусывание губ, неконтролируемое желание грызть ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.
- Повышенная возбудимость, агрессивность. Наличие неконтролируемого желание все разрушать
Стрессоустойчивость ребёнка – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним. Жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой. Такие дети легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Легко переходят от одного занятия к другому, умея довести дело до логического завершения. К окружающим относятся с состраданием и симпатией. Жизнестойкий ребёнок активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее. У адаптированного к жизни ребёнка складываются доверительные отношения хотя бы с одним взрослым, хорошие отношения со сверстниками, имеются близкие друзья. Развивается чувство юмора, позволяющее даже за болью видеть комичное. Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринуждённо как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе, они уверенны в себе, трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают, им присуща независимость, они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние и влияние других людей. Такие дети стремятся демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищённости.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Воспитание стрессоустойчивости требует от родителей определённых мер воспитания, основанных на следующих принципах:
- Создание защищённой среды с ощущением постоянства, где ребёнок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы, жестокое обращение. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.
- Помощь ребёнку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений.
- Подчеркивание значимости семьи, чувства гордости и родства.
- Поощрение самостоятельности ребёнка, предоставляйте возможность выбора при поддержке и создании атмосферы защищённости и любви.
- Ясная, четкая формулировка правил и требование их соблюдения.
- Предоставление ребёнку возможности открыто выражать свои чувства.
- Обучение ребёнка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что ребёнок пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность.
- Поощрение активности ребёнка.
- Четкое определение и называние проблемы, подчеркивание, что проблемы – это часть нормальной жизни. Совместный поиск выхода.
- Обучение ребёнка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке.
- Помощь ребёнку в перестройке негативных эмоций в позитивные.
- Поощрение веры ребёнка в себя и в его способность действовать самостоятельно.
- Помощь в определении, как и где ребёнок может попросить помощь в случае необходимости.
- Внимание к внезапным изменением поведения и настроения – это может быть тревожным сигналом. И можно сказать, что чем ниже уровень жизнестойкости у детей и подростков, тем он более подвержен суицидам.
Необходимо развитие, в первую очередь, навыков интеллектуальной деятельности таких как:
- Позитивный анализ трудных ситуаций жизни;
- Ролевые игры — «проигрывание» ситуаций стресса;
- Расширение кругозора, внутренней культуры;
- Коммуникативных навыков: Социальная поддержка; просьбы; умение сказать «нет»;
- Адекватное реагирование на справедливую и несправедливую критику;
- Навыков совладающего поведения: Самопринятие и самоуважение; уверенность в себе;
- Развитие воли.