Коммуникативная грамотность

Коммуникативная грамотность

Человеческое бытие есть всегда «бытие с другими». Качество человеческой жизни, надежды на счастье, успешность человека связаны с умением правильно строить взаимодействие с различными людьми, эффективно общаться. В сфере образования общение, с одной стороны, есть средство познания и приобщения к истине, с другой стороны, суть коммуникация по поводу социокультурных ценностей, идеалов и норм между всеми участниками образовательного процесса. В связи с усложнением всех форм коммуникации в образовательном пространстве, наращиванием объёма обучающей информации, разнообразием ее источников и носителей в современной социокультурной ситуации, становится очевидным приоритетность развития коммуникативной культуры учащихся.

Под коммуникативной культурой понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми на основе внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного общения.

Формирование коммуникативной грамотности подрастающих поколений вызвано одновременно необходимостью удовлетворения их естественной потребности в познании окружающего мира, их адаптации к изменяющемуся миру, организации конструктивного межличностного общения, построения их эффективной коммуникации. Новая эпоха ставит перед людьми новые задачи, формирует новые взгляды, ценности, идеалы. Изменяются формы общения между людьми, эти изменения обусловливают новые факторы и механизмы, влияющие на формирование и развитие форм общения и отношений между людьми.

Овладение ребёнком коммуникативной грамотностью позволяет ему познакомиться с различными социальными и межличностными ролями, освоить умение выбрать то или иное поведенческое действие, научиться адекватно реагировать на поступки других людей, понимать их мотивы и находить конструктивные способы взаимодействия. Овладение коммуникативной грамотностью, то есть навыками и умениями общения, речевого взаимодействия, расширяет рамки включения детей не только в группу сверстников, но и в разновозрастной коллектив, где взаимодействуют люди с разными характерами, привычками, жизненным опытом, традициями и ценностями. Умение их воспринимать свидетельствует о высоком уровне коммуникативной грамотности. Их опыт общения богаче, круг знакомства шире, совместная деятельность масштабнее, конструктивное взаимодействие эффективнее. Отсюда формирование коммуникативной грамотности становится важным механизмом интеграции детей в современный мир взрослых. Можно отметить, что коммуникативные способности человека представляют сегодня значительный интерес, особенно в системе образования, как один из элементов подготовленности подрастающих поколений к новым условиям жизни и будущей деятельности.

Формирование коммуникативной грамотности в современной российской школе начинается с младших классов. Именно в начальной школе закладываются азы коммуникативной грамотности. Коммуникативная грамотность достигается в младшем школьном возрасте, ибо этот возраст является наиболее благоприятным для формирования коммуникативной грамотности. Данный этап развития образования характеризуется особым вниманием к воспитанию у учащихся способности к совместной деятельности, умению находить общий язык с окружающими, действовать в команде, активно и позитивно взаимодействовать с людьми. Поэтому в новом государственном стандарте начального общего образования коммуникативные умения отнесены к важнейшим межпредметным результатам, отсюда совершенно очевидно, что коммуникативные умения лежат в основе коммуникативной грамотности. Коммуникативная грамотность – это прежде всего совокупность умений, обеспечивающих детям младшего школьного возраста возможность самореализации во взаимодействии с окружающими, это их знания и опыт межличностного взаимодействия. Она достигается прежде всего в процессе взаимодействия учителя с учениками; это процесс коммуникативного становления ребёнка, формирования его коммуникативной грамотности.

Проблема формирования коммуникативной грамотности у школьников привлекает к себе внимание и в социальном и культурном плане, вызывая заметную тревогу общества. В частности отмечается, что низкий уровень коммуникативного развития находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Всё чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Всё это вызывает необходимость уделить больше внимания воспитанию умения детей сотрудничать и работать в группе, проявлять терпимость к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнёра, свободно и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

В ходе общения ребенок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и друзьям. Вместе с тем ребенок реализует свою потребность в общении и демонстрирует уже имеющиеся у него коммуникативные способности и навыки. Способность к общению определяется некоторыми способностями личности, которые обеспечивают эффективность ее взаимодействия и совместимость с другими людьми.

Общение с ребенком невозможно свести только к специально организованным занятиям, оно продолжается постоянно. Поэтому важно в реальной жизни реализовывать принципы эффективного общения.

Условно понятие эффективного общения можно разделить на три компонента:

  1. мотивационный (Я хочу общаться);
  2. когнитивный (Я знаю, как общаться);
  3. поведенческий (Я умею общаться).

Первая составляющая гласит: «Я хочу общаться». Еще ее можно назвать «область желания». Она включает в себя потребность в общении, основанную на желании ребенка вступать в контакт с окружающими. Если желание общаться у ребенка отсутствует или недостаточно развито, то ребенок замкнут, стремится большую часть времени провести в одиночестве, наедине с книгами, телевизором или гаджетами, а также он просто может смотреть в окно, как играют другие дети. Недостаточное развитие потребности ребенка в общении может быть связано с физиологическими нарушениями, но чаще всего имеют психологическую основу. Появление у ребенка различного рода психологических проблем связано чаще всего с негативными факторами социальной, а в первую очередь семейной среды. Данные проблемы могут сформироваться прежде всего в семьях, где часто возникают конфликты, во время развода родителей, если родители находятся в отъезде и ребенка длительное время воспитывают бабушка и дедушка, а также если ребенка отвергают взрослые или другие дети. Отсутствие потребности в общении может лежать в основе серьёзного детского заболевания – раннего детского аутизма.

Вторая составляющая коммуникативных способностей «Я знаю, как общаться». Ее можно назвать – «область знаний» Эта составляющая определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание также формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают ребенку, как вступать в контакт с другим человеком, как поддержать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты. Внутреннее представление ребенка о способах и средствах общения формируются в ежедневном взаимодействии с родителями, воспитателями, учителями, одноклассниками, друзьями. Отсутствие или недостаточность имеющихся представлений, а также неумение воплотить свои знания в реальном общении определяют затруднения, которые могут возникнуть у ребенка при его адаптации в школьном коллективе, при установлении и поддержании контакта со сверстниками. Если ребенок конфликтен, агрессивен, замкнут или застенчив, то такой ребенок будет испытывать затруднения при общении.

Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении является третьей составляющей способности к общению «Я умею общаться». Сюда включается умение адресовать сообщение и привлечь внимание собеседника, умение доброжелательно вести беседу и аргументировать свои рассуждения, конечно, пусть ещё на детском примитивном уровне. Ребенок должен уметь заинтересовать собеседника своим мнением, а также идти на компромиссы и уметь принять другую точку зрения, умение критично относиться к собственному мнению, действиям, высказываниям. Также сюда можно отнести и умение слушать и слышать собеседника, эмоционально сопереживать собеседнику

Таким образом из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что овладение коммуникативной грамотностью является важным аспектом успешной деятельности и взаимодействия с обществом. Говорить о гармоничном развитии ребенка можно только при наличии у ребенка трех вышеперечисленных составляющих. Развитие коммуникативных способностей начинается в семье, в общении с родителями, сестрами, братьями, дедушками и бабушками и продолжается на протяжении всей жизни. Следует помнить о влиянии характера взаимоотношений в семье на психологическое развитие ребенка. И задача школы и родителей – научить ребенка взаимодействовать с другими людьми, сформировать у него желание и умение общаться.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ:

  1. Для развития познавательного общения ребенка со взрослым:
  • Приобретайте для совместного с ребенком чтения книги познавательного содержания;
  • Вовлекайте ребенка в разговор на познавательные темы: рассказывайте ему о повадках животных, о машинах, явлениях природы и т. д., старайтесь сделать его полноправным участником беседы, стимулируйте вопросы детей, поощряйте любую познавательную активность, проявление любознательности;
  • Отвечайте на все вопросы детей;
  • Обсуждайте с ребенком темы, о которых у него уже есть представления. Опираясь на имеющийся у ребенка опыт, делайте его активным участником беседы.
  1. Для развития личностной формы общения:

Обсуждайте с детьми прочитанные книги о событиях из жизни детей — об их конфликтах, отношениях, поступках;

  • Обсудите с ребенком темы о людских качествах (о доброте, упрямстве, жадности, о событиях из жизни ребенка;
  • Будьте активным участником разговора: высказывайте свое мнение о конфликтах и событиях, участником которых был ребенок, рассказывайте о том, что произошло с вами;
  • Постоянно обращайте внимание ребенка на себя, на свою внутреннюю жизнь при помощи вопросов: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сказал, сделал и т. д. Тем самым дайте детям возможность заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия;
  • Обсуждайте с ребенком произошедшие с ним события, ситуации, свидетелем или участником которых он был. Во время разговора, способствуйте тому, чтобы ребенок осознал свои и чужие действия и поступки.
  1. Для формирования навыков культуры общения со сверстниками:
  • Учите ребенка разрешать возникающие конфликты со сверстниками, познакомьте со способами разрешения: попытаться договориться между собой, предложить решение проблемы, которое бы всех устроило, уступить;
  • Не оставляйте без внимания проблемы, которые возникают у вашего ребенка в общении со сверстниками. Проявите интерес к тому, как прошел его день в детском саду, с кем и в какую игру он играл. Обсудите возникшие у ребенка в течение дня конфликтные ситуации, попробуйте вместе с ним найти выход из них, возможность избежать их в дальнейшем;
  • Обратите внимание на то, как ребенок обращается к другим детям, называет ли их по имени;
  • Чаще используйте в речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребенка их использовать;
  • Познакомьте ребенка с такими правилами общения как: не перебивать говорящего, не мешать другим во время выполнения деятельности, считаться с мнением сверстника, взрослого. Следите за их выполнением.
  1. Для того чтобы повысить популярность ребенка среди сверстников, его социальный статус:
  • Поддерживайте дружеские, доброжелательные отношения ребенка к детям и сами будьте доброжелательны с детьми, окружающими вашего ребенка;
  • Расширяйте круг знакомых сверстников ребенка. Побуждайте его к знакомству во время прогулок, поездок, походов в цирк, театр и т. д. ;
  • Учите ребенка приглашать друзей в гости, быть гостеприимным хозяином: разрешать играть своими игрушками, угощать, делать гостю приятные сюрпризы;
  • Учите ребенка выражать одобрение поступкам, результатам деятельности других детей, проявлять доброжелательность по отношению к сверстнику, при этом, не забывайте хвалить самого ребенка;
  • Обсуждайте с ним причины возникающих конфликтов, способы разрешения, избегания острых ситуаций, повышайте его коммуникативную компетентность.
  1. Для повышения чувствительности к партнёру по общению:
  • Беседуя или играя с ребенком, развивайте у него способность слышать высказывания другого, видеть его действия и адекватно отвечать на них;
  • Наблюдая за играми вашего ребенка с другими детьми, обращайте его внимание на то, что он должен ориентироваться на действия партнёра по игре, согласовывать с ним свои действия. Если вы решили поиграть, то обсудите до начала игры, кто из вас какие действия будет выполнять. Во время игры обращайте внимание ребенка на необходимость согласования своих действий с действиями партнёра.
  • Во время игры или беседы с ребенком поощряйте любое его стремление проявить инициативу, поддерживайте начатый ребенком разговор, помогите ему развить тему общения;
  1. Для улучшения межличностных отношений ребенка в группе сверстников:
  • Поддерживайте у ребенка интерес к сверстнику и стремление сделать что-то для него (поиграть в любимую игру, сделать подарок, поделиться конфетой);
  • Развивайте способность уступать, помогать окружающим людям: взрослым и детям. На личном примере покажите ребенку, какое удовлетворение, радость можно испытать, делая что-то хорошее для другого человека.
  1. Для решения проблем в межличностных отношениях, и повышения социального статуса ребенка в группе сверстников:
  • Для преодоления тенденции отчужденного отношения к сверстнику помогите ребенку увидеть в сверстниках не конкурентов, а близких и связанных с ним людей. Для этого предложите ему игру «Комплименты», в которой каждый из вас должен сказать о знакомых детях как можно больше хорошего;
  • Объясните ребенку, что у каждого взрослого человека и ребенка есть свои интересы и желания, с которыми необходимо считаться;
  • Сделайте подарки детям, которым симпатизирует ребенок, пригласите их в гости. Учите ребенка быть гостеприимным, прислушиваться к желаниям гостя. Организуйте совместную продуктивную деятельность детей, в которой им нужно согласовывать свои действия, договариваться;
  • Для преодоления конфликтности в отношениях детей, в беседах с ребенком, чаще обсуждайте события, произошедшие с ним за день. Поинтересуйтесь, как в этот день развивались его отношения с детьми? Обсудите, какие конфликты и по чьей вине возникли, чем закончились;
  • Побуждайте его к оцениванию своих и чужих действий и поступков, при этом акцентируйте внимание ребенка на том, кто из детей правильно вёл себя в сложившейся ситуации;
  • Не давайте ребенку готовых решений, старайтесь, что бы он сам, путём рассуждений осмыслил свои поступки и поступки товарищей4
  • Поощряйте проявления доброжелательности, отзывчивости по отношению к сверстникам, желание помочь, уступить другому ребенку, учите находить выход из конфликтной ситуации;
  • Для того чтобы преодолеть отчужденное отношение ребенка к сверстникам, выражающееся в замкнутости, избегания общения с детьми или в агрессивном, враждебном отношении к сверстникам, следует привлекать внимание ребенка к другим детям, учить ребенка общаться с ними;
  • Предложите ребенку пригласить в гости кого-нибудь из сверстников, организуйте совместные игры, в которых внимание к другому является необходимым условием игры, продуктивную деятельность. Например: выкладывание общей картины из мозаики, рисование домика и сочинение сказки. При этом исключите всякое сравнение детей, конкуренцию и соревновательность;
  • Создавайте и чаще используйте такие ситуации, в которых дети могли бы испытать совместные переживания, радость, грусть. Дайте ребенку возможность открыть другого человека не как соперника и конкурента, а как самоценную и значимую личность, со своими, и в тоже время его радостями и трудностями.
  1. Для формирования навыков культуры в общении со взрослыми и сверстниками:
  • Учите детей называть взрослых по имени и отчеству, обращаться к сверстникам по имени;
  • Используйте в речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребенка их использовать;
  • Покажите свое неодобрение, если ребенок повысил голос в разговоре, настаивая на своем. Не пускайтесь в длительные споры с ребенком, спокойно скажите, что не измените своего решения, если чувствуете в этом необходимость;
  • Учите ребенка уступать детям и взрослым, проявлять внимание, предлагать свою помощь. Для этого отмечайте похвалой те случаи, когда ребенок уступил, проявил великодушие, помог по собственной инициативе;
  • Учите внимательному отношению к окружающим;
  • Познакомьте ребенка с такими правилами общения как: не перебивать говорящего, не мешать другим во время выполнения деятельности, считаться с мнением сверстника, взрослого. Следите за их выполнением.