Успешность

Успешность

Социальная позиция успешности ученика – личностное социально-педагогическое образование на основе полученных знаний, сформированных познавательных и практических умений, опыта результативной учебной и внеучебной деятельности, проявляемые в осознанной готовности к их использованию и получению социально значимых достижений и способности их отстаивать в социуме, получая общественное признание.

Успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.

Критерии успешности ученика:

  • Успешное усвоение образовательных программ, предлагаемых школой
  • Желание демонстрировать свои знания, умения и навыки
  • Направленность на получение высоких школьных отметок
  • Способность использовать полученные знания, умения, навыки на практике
  • Положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса — ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;
  • Социальная адаптированность – ученику хорошо в школе, среди сверстников и учителей;
  • Стремление к сохранению позитивных отношений между учеником и учителем. (Ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика)
  • Позитивные отношения с одноклассниками;
  • Хорошее физическое и психическое здоровье;
  • Адекватно-позитивная самооценка. (Ученик сам должен чувствовать себя успешным)
  • Чувство благополучия, защищенности в семье и школе. (Тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником)

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСПЕШНОСТИ РЕБЕНКА:

  1. Высокий уровень осведомленности, интеллекта:
    • Способствуйте созданию вокруг ребенка развивающей среды, включающей игры, беседы, чтение и обсуждение прочитанного, просмотр научных и познавательных телепередач и обсуждение увиденного;
    • Поощряйте стремление ребенка познавать новое, задавать вопросы на интересующие его темы;
    • Используйте игры и упражнения на развитие моторики, памяти, мышления, воображения.
  1. Эмоции и чувства:
    • Способствуйте поддержанию эмоционального комфорта в доме, в отношениях;
    • Помогите ребенку осознать свои эмоции и чувства, принять их;
    • Говорите с ребенком о его эмоциональном состоянии, позвольте выговорится, если его что-то беспокоит;
    • Оставайтесь спокойным и выдержанным в своих собственных эмоциональных проявлениях. Помните: Дети перенимают поведение своих родителей;
    • Демонстрируйте модель выдержанного поведения;
    • Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали ранее;
    • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований;
    • Используйте упражнения на релаксацию;
    • Не провоцируйте эмоциональные вспышки;
    • Будьте проницательны и внимательны ко всем проявлениям ребенка, чтобы знать «эмоциогенные точки»;
    • Давайте возможность физической разрядки ребенку;
    • Не одергивайте и «не успокаивайте» ребенка во время эмоциональной вспышки, это действует по типу цепной реакции и еще более ее усиливает;
    • Просите ребенка осознать последствия эмоциональных вспышек;
    • Избегайте жестких и необоснованных указаний и ограничений;
    • Принимайте ребенка таким, какой он есть;
    • Обучайте ребенка способам регуляции эмоционального возбуждения,
    • особенно таких, как волнение, тревога, страх, отчаяние, обида, разочарование, досада, гнев, печаль, уныние, тоска, смущение, стыд, вина, презрение, враждебность, зависть, ревность;
    • Не запрещать ребенку чувствовать то, что он чувствует, способствуйте осознанию, того, что его чувства важны;
    • Поощряйте проявление ребенком эмоций и чувств в социально допустимой форме.
  1. Сильная воля как умение управлять самим собой, развитие волевых качеств:
    • Помните, о том, что воля не формируется как в условиях чрезмерно низкой дисциплины, так и в условиях чрезмерно высокой дисциплины. Дисциплина формируется на основе доброжелательных отношений, а не наоборот;
    • Научите ребенка ставить цель, планировать деятельность, правильно её выполнять и сличать результат с запланированным;
    • Создавайте установки для проявления воли, настойчивости, чаще говорите ребенку о том, что вы уверены в нем, знаете, что у него все обязательно получится;
    • Используете игры со строгими правилами, так как соблюдение правил в игре способствует проявлению воли;
    • Подбирайте занятия, поручения, труд по интересам, желаниям, умениям, возможностям, ребенка. Предъявляйте требования адекватные его возможностям;
    • Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие усилия воли;
    • Привлекайте к участию в коллективном труде, давайте задания, сопряжённые с ответственностью;
    • Соблюдайте дозировку работы, нагрузку увеличивайте постепенно;
    • Обязательно запишите ребенка в спортивную секцию. Спорт такой вид деятельности, который как нельзя лучше формирует волевые качества и установки;
    • Не выполняйте за ребенка его обязанности;
    • Активизируйте самостоятельную деятельность ребенка, поощряйте у него чувство радости от достигнутого, повышайте веру в его способность преодолевать трудности;
    • Не стесняйтесь объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые Вы предъявляете ребенку;
    • Учите брать на себя ответственность за принятые ребенком решения.
  1. Взаимодействия с другими:
    • Показывайте пример позитивного взаимодействия с другими;
    • Научите конструктивно разрешать конфликты;
    • Научите конструктивно реагировать на агрессию, на провокации со стороны других;
    • Ее поощрять проявление ребенком его негативного отношения к другому человеку в социально недопустимой форме;
    • Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество;
    • Любой ребенок-отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля — он может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны;
    • Цените друзей вашего ребенка не с позиции возможностей их родителей, а с позиции их отношения к вашему ребенку. Всякая ценность в них самих;
    • Собственным отношением к друзьям учите своего ребенка ценить друзей;
    • Хвалите своего ребенка за проявления его достоинств в дружбе;
    • Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними;
    • Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни;
    • Учите своего ребенка быть честным с другими и не искать выгоды от дружбы.
    • Учитесь быть своему ребенку другом.
    • Если ваш ребенок доверяет вам свои тайны, не шантажируйте его ими.
    • Критикуйте, не унижая, а поддерживая;
    • Поддерживайте в своем ребенке желание делать другим приятное;
    • Не допускайте предательства ребенка по отношению к другим. Маленькая подлость рождает большую.
  1. Позитивная мотивация и самооценка:
    • Не сравнивайте.

Очень неправильно поступают взрослые, когда указывают на успеваемость другого ребенка, ставя его в пример, говоря, что он лучше в чем-то. Таким образом легко не только существенно снизить самооценку школьника, но и посеять в нем обиду (в том числе и на того ребенка).

    • Не переоценивайте.

Выставляйте ребенку те требования, которые соответствуют его возрасту и способностям. Когда вы ожидаете слишком многого, школьник расстраивается, что он не может этого сделать. Он не понимает, что это пока еще не в его силах (а способности у каждого ребенка – свои), поэтому усердно начинает самобичевать самого себя. Уровень самооценки падает.

    • Не забывайте о методе «кнута и пряника».

Школьник сделал хорошо – похвалите (не «Ты самый хороший, самый умный», а «Молодец! У тебя хорошо получилось!»). Если же он поступает неправильно, нужно сначала объяснить это, по возможности привести примеры из жизни, сказать о последствиях таких действий, а в конце – как нужно сделать правильно.

    • Больше разговаривайте.

Именно общаясь с взрослым, ребенок может начать понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Из этого он станет делать выводы, которые будут корректировать его мировоззрение и, как следствие, – самооценку себя и окружающих людей.

    • Поддерживайте.

Если ребенок не уверен в себе, необходимо начинать адекватно выделять его достоинства, говорить о том, что иметь все и сразу – это невозможно. Главная задача – дать понять школьнику, что он не плох, а индивидуален, в принципе, как и каждый другой ребенок. Нет ни плохих, ни хороших.

    • Пресекайте.

Когда ребенок явно выражено возвышает себя перед другими, необходимо сообщить, что такое поведение неверно. Также нужно корректно рассказать ему, что нет лучших: одни преуспевают в каком-то определенном деле, другие – в ином. У кого-то достоинства такие, у кого-то другие. Каждому в жизни пригодятся свои способности, поэтому можно говорить о том, что не кто-то лучше/хуже, а что все очень и очень разные. Возможно, что с первого раза ребенок не услышит ваши слова, поэтому время от времени нужно возвращаться к подобным разговорам.

    • Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.
    • Предложите помощь в выполнении какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение не надо.
    • Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в городскую библиотеку. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное: «Что больше всего запомнилось? Что понравилось, а что нет?»
    • Читайте вместе с детьми познавательные и интересные книги.
    • Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).
    • Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него хороших оценок, а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент времени учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь и поощряйте его за малейший успех.
    • Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся.
    • Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится.
    • Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них?
    • У ребёнка должно быть своё место для занятий. Предоставьте ему быть полноправным хозяином своего уголка.
  1. Крепкое физическое здоровье, которое определяет:
    • Соблюдайте режим дня.

Очень важно приучать ребёнка просыпаться и засыпать, кушать, играть, трудиться в одно и тоже время. Следует уделять особое внимание полноценному сну.

    • Прививайте ребенку культурно – гигиенические навыки.

Приобретённые с детства культурно-гигиенические навыки будут способствовать

    • Следите за гигиеной сна. Ребёнку необходимо ложиться спать всегда в одно и то

же время и обязательно в спокойном состоянии, тогда сон становится полноценным отдыхом, полностью восстанавливающим физическую и нервную энергию. Перед сном старайтесь избавить ребёнка от шумных игр, новых ярких впечатлений, не огорчайте его. Чистый прохладный воздух – лучшее средство, способствующее быстрому засыпанию и глубокому сну. Правильный, здоровый, крепкий сон способствует тому, чтобы ребёнок рос здоровым и спокойным.

    • Соблюдайте рациональное питание. Правильно построенное питание ребенка с

учетом его возраста, уровня физического развития, состояния здоровья, условий воспитания является основным фактором не только полноценного гармоничного развития ребенка, но и надежным средством профилактики многих заболеваний. Ребенок, получающий полноценное питание, растет крепким, редко болеет, а при возникновении заболеваний легко с ними справляется, у него реже возникают осложнения, быстрее наступает выздоровление. Питание, как основной пластический материал и источник энергии, способствует поднятию физических сил организма, усилению его защитных реакций, ликвидации последствий болезни, восстановлению нарушенного здоровья.

    • Не пренебрегайте физической культурой.

Систематические занятия физкультурой очень полезны для здоровья. Они

укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребёнка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе, ответственности, умения дружить.

  • Поддерживайте тёплый, доброжелательный психологический климат в семье.

Обстановка в которой воспитывается ребёнок, психологический климат в семье имеют огромное влияние на физическое и психическое состояния здоровья ребёнка. Главную роль в формировании у детей привычки к здоровому образу жизни является пример родителей.